Советы родителям будущих первоклассников

Сегодня многие родители будущих первоклассников испытывают большую тревогу. Одним из основных, стоит вопрос о навыках чтения, письма и счета.

Мнение родителей, которые считают, что если их ребенок правильно произносит все цифры от 1 до 100, читает предложениями, пишет печатными буквами и рассказывает по картинке, не просто готов к школе, но и будет успешен в школе — ошибочное. Умение читать и считать на момент поступления в 1 класс — это не главное для успешной школьной деятельности. Развивая своего ребенка, необходимо знать, что в основе обучения чтению и письму лежит целый пласт способностей и навыков, которыми должен овладеть ребенок: интеллектуальное развитие, сукцессивные функции, наглядно-образное и ассоциативное мышление, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторная координация, графомоторные навыки, устная речь, фонематическое восприятие и навык фонематического анализа. Познакомимся с каждым из компонентов более детально.

Интеллектуальное развитие представляет собой довольно высокий уровень представлений ребенка об окружающем мире, владение им мыслительными операциями сравнения, обобщения, классификации предметов, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Сукцессивные функции – это способность к восприятию, запоминанию и воспроизведению рядов различного типа:

— двигательного (ребенок легко выполняет многоступенчатые инструкции, может повторить без ошибок комплекс из нескольких движений общей и мелкой моторики);

— слухового (ребенок называет времена года, месяцы, дни недели, цифровой ряд в прямой и обратной последовательности; воспроизводит ритмический рисунок, звуки, слова с постепенным наращиванием в прямой и обратной последовательности (например: дом, дом- ком, дом-ком-гном, дом-ком-гном-сом… и т.д.); воспроизведение предложений разной длинны и их распространение;

— зрительного (воспроизведение ряда предметов при установлении закономерности, умение увидеть изменения среди фигур, картинок, предметов);

Наглядно-образное мышление — это вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Очень важная особенность образного мышления — установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств.

Ассоциативное мышление – особое мышление, связанное с формированием представлений. Оно играет большую роль для развития памяти.

Наличие наглядно-образного и ассоциативного мышления предполагает, что ребенок без труда сможет определять, на что похожи предметы, буквы.

Зрительно-пространственное восприятие 7 летнего ребенка должно достигать уровня умения называть все цвета и их оттенки, геометрические фигуры и формы, хорошо ориентироваться на собственном теле, в окружающем пространстве (правильно употреблять все предлоги и наречия) и на листе бумаги (верх, низ, право, лево, верхний правый угол, нижний правый угол и т.д.), прослеживать глазами сложные лабиринты, узнавать наложенные и контурные изображения.

Сформированная зрительно-моторная координация будущего первоклассника предполагает , что дошкольник обводит изображения по контуру, проводит правильно штриховку в заданных направлениях, дорисовывает симметричные и не только недостающие детали, незаконченные рисунки, умеет рисовать по памяти.

Мелкая моторика и графомоторные навыки являются важными компонентами для овладевания письмом. Формирование мелкой моторики начинается с раннего возраста, а вот графомоторные навыки начинают формироваться только с 6 лет и представляют собой систему упражнений по работе в тетради в крупную клетку. Ребенка важно научить рисовать заборчики в одну клетку, в две клетки и т.д.; обводить одну и две клетки по вертикали, горизонтали; вписывать в клетку различные фигуры, элементы букв, элементы цифр; рисовать по клеткам (выполнять графический диктант), печатать буквы по образцу и без.

Если у ребенка не развита, хотя бы одна из перечисленных способностей или не сформирован, хотя бы один из этих навыков, будьте готовы к тому, что могут проявиться нарушения письма и чтения, как только ребенок попадет в стрессовую ситуацию, или заболеет, или не справится с заданными требованиями учителя.

Устная речь ребенка старшего дошкольного возраста — это не просто речь понятная для окружающих, это способность описывать, объяснять, рассуждать о предметах и явлениях, пересказывать все то, что ребенок переживает по возрасту. При этом важно, чтобы он имел правильное звукопроизношение, овладел достаточным словарным запасом, понимал значения слов, правильно строил предложения (с учетом грамматики и синтаксиса). И самое главное — речь становится средством познания, своего рода орудием мышления.

Именно хорошо сформированная устная речь является важной базовой способностью для освоения письменной речи, то есть письма.

Поэтому чтение, знание цифр и даже печатание букв не должны стать главенствующей целью при подготовке ребенка к школе. Важнее, чтобы ваш ребенок был внимательным, с развитым восприятием, памятью, мышлением, со сформированной устной речью и значительным опытом практических действий.