Путь к зрелости: Усталость

Информационный век – это время интенсивных действий и быстрого темпа жизни. Много информации поступает из разных источников. Часть ее остается неосознанной, оставленной где-то в глубинах бессознательного. Часть действий происходит автоматически. И жизнь может напоминать беговую дорожку. Бег – это полезно. Каждый взрослый знает, что тренировки состоят из нагрузок и отдыха. Тогда это эффективно и качественно для мышц. Они становятся сильными и гибкими, напрягаются и расслабляются. Так и в жизни быстрый темп нужно сочетать с остановками. В этих паузах есть возможность ориентации: заметить себя, что делаете и как; заметить, что происходит вокруг; заметить, как живется, чего хочется, что нравится. Отсутствие этих пауз создает внутреннее напряжение, которое проявляется в раздражении и тревоге. Это утомляет, и человек устает от жизни в постоянном напряжении. Усталость – это состояние, когда замечаешь, что запас энергии расходуется и не пополняется. Признаки усталости: – отсутствие желания что-либо делать; – потеря интереса к себе и окружающему миру. Причины усталости: – физические перегрузки; – краткосрочный или длительный стресс. Может быть: Физическая усталость – временное снижение работоспособности организма. Это защитный механизм, предотвращающий перенапряжение организма. Психологическая усталость – накопленное эмоциональное напряжение, которое не нашло способа разрядки. Каждый день появляется усталость и у каждого есть свои способы ее преодоления. Взрослые учатся этому на протяжении своей жизни. Хорошо, когда значимые взрослые могут научить ребенка замечать свое напряжение и усталость, уметь качественно расслабляться и отдыхать, поделятся своим опытом, своими способами и навыками. Это можно сделать в игровой форме. Придумать историю вместе с ребенком. Рассказ о том, как ориентироваться в себе и в других, об усталости и отдыхе. Или поговорить, используя предложенные вопросы. Это примерный текст, который является основой для истории или разговора. Однажды… Где-то далеко, далеко на Востоке. Где солнце раскаляет землю. Где воздух так горяч, что окружающий мир плывет. Где ноги утопают в обжигающе горячем песке. Где очень хочется прохлады и воды. Где хочется кушать сладости и отдыхать в тени. Где снятся волшебные сны о чудесах и приключениях. Жила была, или жил был, ___________ (персонаж придумывает ребенок). Предложите описать ребенку этого героя истории: – Какое имя? – Как он выглядит? – Какой (какая, а может быть, какое) он был? – Где живет? – Кто окружает? Кто рядом? Кто далеко от него? – Что окружает его? – Что нравится, а что не нравится? – Кто его любит? – Что делает? – Как ему живется там далеко, далеко на Востоке? В последнее время произошли перемены в жизни нашего персонажа. Вопросы для ребенка: – Какие это перемены? – Чем занимается сейчас герой нашей истории? У ___________ (имя героя) бывали легкие и тяжелые дни. – Какие дни недели были легкими, а какие тяжелыми? – Что нужно было делать? – А что хотелось делать? – Что мешало делать то, что хотелось? – Какое было настроение в легкие дни, а какое в тяжелые? Что происходило с нашим героем, когда не хотелось делать то, что нужно? Описание придумывает ребенок. – Бывал ли наш герой уставшим? Какой он был? – Появлялась усталость в трудные дни? – Как замечалась усталость? – Как об этом можно было сказать? Кому? – Каким был наш персонаж, когда уставал? – Как получалось отдыхать? – Какой наш герой отдохнувший? Нарисовать усталого героя и отдохнувшего на листе А4. Повторить, как и от чего герой устает, какие у него есть способы отдыхать. – А сейчас давай вместе посмотрим, какой твой день. Когда ты устаешь, как ты отдыхаешь? Возможно, ребенку будет любопытно, из чего состоит ваш день. Сделайте и для себя распорядок дня. Составьте с ребенком распорядок дня на каждый день недели по часам. Обязательно выделите время для отдыха и время для личного пространства (когда он может быть отдохнувшим и делать, что ему нравится). Можно рядом с часами и текстом в распорядке дня нарисовать рисунки, иллюстрирующие настроение ребенка. Расскажите ребенку об усталости. Добавьте в рассказ своего опыта. Обсудите, как ребенок может замечать свою усталость, как может рассказать, что ему нужно отдохнуть, как может отдыхать в трудные дни, а как в легкие, что может напоминать об усталости и необходимости отдыха. Сделайте маленький талисман. В завершении разговора можно подвести итог: «В жизни бывают разные ситуации: легкие и тяжелые. И наши дни состоят из них. Нам нужно делать то, что нравится и то, что не нравится. Мы учимся замечать то, что происходит с нами и с нашим окружением. Замечаем, что мы делаем, что чувствуем, что думаем. Замечаем, что делают другие. Замечаем, как устроены люди и мир, который нас окружает. Из этого складывается наша жизнь».