Путь к зрелости: Младший школьный возраст

Четвертый возрастной этап развития – Младший школьный возраст. В жизни ребенка он соответствует периоду с семи до одиннадцати лет. Ребенок проживает кризис 7 лет и продолжает свое развитие. На этом этапе появляется ощущение, что попадаешь в новый мир. Мир учебных классов, уроков, домашних заданий, учителей и одноклассников.

Мир новых отношений, новых правил, оценок и ответственности. А ведь еще очень хочется играть в игрушки, прыгать, бегать, баловаться. Не просто на уроке сосредоточиться и выполнять задания. И уже появляется новый вид деятельности – учебный. Хочется услышать похвалу и получить оценку своих действий от значимых взрослых. Желание учиться приходит постепенно, маленькими шагами. Со временем ребенок сам начинает собирать портфель, складывать в него свои книжки и тетрадки, выполнять домашние задания. Приобретает навык обучаться. Радуется, когда получает наивысший бал. Это его мотивирует делать задания и дальше и получать еще самые высокие оценки. Это период, когда ребенок знакомится с разными оценками его деятельности: высокой, средней, удовлетворительной, плохой. Он учится прислушиваться к мнению других и формировать свое. Ребенок расширяет и углубляет свои знания, навыки, полученные ранее. Он формирует уверенность в себе, начинает учиться думать и поступать уже по-взрослому. Эмоции: Дети замечают смешанные эмоции. Это когда конкретная ситуация вызывает одновременно несколько эмоций. Хорошие оценки радуют. Но одновременно есть огорчение, что мало времени остаётся на игру, нужно заниматься, чтобы получать хорошие оценки. Или в ситуации, когда ребенку нужно делать то, что ему не хочется. Например, мама или папа напоминают или просят убрать свои вещи на места. Ребенок замечает, что раздражается и одновременно любит родителей. Действия: Учеба как самостоятельная деятельность. Появление первых обязанностей. Построение отношений с обществом на уровне класса, школы. Мысли: Начинает формироваться логическое мышление. Развивается стадия конкретных операций. Появляются первые логические связи, основанные на эмоциях и впечатлениях. Формируется собственная мотивация. К концу этого периода у ребенка появляется самоконтроль, самооценка и самопознание. Он уже может составлять план своих действий. Учебная деятельность становится личной целью. Ребенок способен установить взаимосвязь между своими действиями, эмоциями и мыслями, заметить влияние внешних событий на свой внутренний мир. Появляются образ мира и образ себя, основанные на понимании и актуализации своего опыта.