Проблемы воспитания ребенка в неполной семье

На современном этапе развития общества наблюдается увеличение количества семей, в которых воспитание ребенка осуществляется одним из родителей. Причинами выступают рост количества разводов, смерть родителя одного из родителей, с желанием матери родить и воспитать ребенка «для себя» и т.д. Самая главная сложность, с которой сталкивается родитель – это ответственность за статус являться одновременно и матерью, и отцом для своего ребенка. Как отмечает B.C. Мухина, воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, приходиться брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие отсутствия одного из родителей [3, с. 235]. Cемейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Очень важно, у каждого ребенка должны быть и отец и мать. В неполной семье важно то, как складываются отношения между ребенком и тем родителем, с которым он живет, и каким образом поддерживаются связи с родителем, который по той или иной причине не может жить вместе с ними. Выделяют следующие разновидности неполных семей: — осиротевшие, — внебрачные, — разведенные — распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми. В связи с этим мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой возможности развития отклонений в развитии ребенка. По словам Й. Лангмейера и З.Матейчека, в семье каждый отдельный член выполняет естественным, спонтанным образом определенную роль и удовлетворяет жизненные потребности ребенка — физические, эмоциональные, интеллектуальные и моральные. Если в семье отсутствует какой-либо основной член, то легко возникает опасность депривации для ребенка, так как не всегда можно заместить роль, которую данный член семьи должен был бы выполнять в отношении ребенка и в отношении всей семейной единицы [2, с. 146]. Согласно исследованиям Е.О. Смирновой и В.С. Собкина наиболее рапространенными стилями воспитания в неполных семьях являются: — неустойчивый стиль воспитания, — гипопротекция (либо полная безнадзорность, либо недостаток опеки и контроля за поведением детей), — потворствующая гиперпротекция, — эмоциональное отвержение. Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, должно быть оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек. Присутствие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе. История знает немало примеров того, когда дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями. Мы подобрали некоторые рекомендации родителям, воспитывающим детей в неполной семье: — говорите с ребенком и слушайте его; — поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте. — чаще хвалите, а не наказывайте — эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе; — помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу; — развивайте социальные связи своей семьи, чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами в вашем окружении [1]. Подводя итог, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, приводит к серьезным нарушениям личностного развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.