Если ребенок заикается — логоневроз у детей

1. Что такое заикание
Заикание (или логоневроз) – сложное нарушение речи, связанное с психофизиологией, при котором нарушается целостность, ритмичность и плавность речи человека. Что проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов.

Речь является одним из самых сложных видов деятельности. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая.

Логоневроз – невроз речи – вариант системного невроза. Несогласованность системы управления речью и речевого воспроизведения проявляется в нарушении плавности речи. И чем больше опасения за исход речи, тем сильнее нарушается речь, поскольку сказывается фиксация внимания. Логофобия усиливает тяжесть логоневроза и затрудняет его лечение.

Это сложная речевая патология, обусловленная судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они могут быть тоническими и клоническими. При тонических судорогах (напряжении этих мышц) трудно преодолеть сбой в речи, в связи с чем отмечаются трудности с произношением согласных звуков. При клонических судорогах отмечается повторение начальных звуков или слогов слова, произношение лишних гласных (и, а) перед словом или фразой. Хотя достаточно часто заикание бывает тонико-клоническим.

Заикание – самый распространенный детский невроз.

2. Проявление заикания : в каком возрасте и в каком виде проявляется.
Наиболее часто заикание проявляется у детей от 2 до 5 лет, когда формируется и активно развивается фразовая речь. Возникновение его может быть внезапным, а в процессе развития малыша усиливаться.

У девочек эта нарушение речи возникает в 4 раза реже, чем у мальчиков. Предполагают, что это связано с большей эмоциональной устойчивостью девочек. Заикание усиливается в первый год учебы в школе и в подростковом периоде.

Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика.

В трехлетнем возрасте у детей происходит развитие координационной системы речевых движений и вербального мышления. Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью. Нарушение речевого развития обусловлено тем фактом, что маленькие дети очень легко перевозбуждаются, некоторые из них имеют склонность к судорожности. Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют.

Маленькие дети часто повторяют нормально выговариваемые слова: «Дай, дай, дай мне воды». Но могут повторяться ребенком только звуки: «Д-д-дай мне воды». Специалисты считают, что повторение звука больше 2 раз является начальным проявлением заикания.

Заикание может проявляться в виде повторения звуков или каких-то слогов, внезапной вынужденной остановки речи. Часто в монологе встречаются звуки-паразиты «Э-э-э…», «М-м-м…», что связано с внутренней борьбой ребенка, пытающегося справиться с запинками.

У некоторых детей заикание появляется только в период волнения или стрессовой ситуации. В спокойной обстановке ребенок как бы забывает о своих проблемах с речью. А при разговоре по телефону, общении с малознакомым человеком, при публичном выступлении сильно заикается.

Если же ребенок напрягается во время разговора, гримасничает, делает паузы в речи с прерыванием дыхания, растягивает гласные звуки, избегает употребления каких-то слов и звуков, на вопросы (даже очевидные) отвечает «Не знаю!» – нужно обратиться на консультацию к логопеду. Причем следует найти специалиста, уже имеющего опыт работы с такими детьми.

Статистика такова: до 15-20% детей в возрасте до 7 лет сталкиваются с проблемой запинок (заикания). Основная часть из них избавляется от заикания при создании определенных условий. Остается 1-3% детей, которые побеждают эту проблему в юношестве или зрелом возрасте. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.

3. Причины появления заикания у детей
Наиболее распространенной причиной логоневроза является стресс.

Причины возникновения заикания разные, но имеется общая тенденция: в детстве у некоторых детей развитие мозга (мышления) значительно опережает физическое развитие речевого аппарата, который просто не справляется с быстрым потоком мысли. Если малыш умный и сообразительный, развит не по годам, то сложные по смыслу предложения ребёнок ещё не может чётко произнести своим недостаточно развитым речевым аппаратом — возникают запинки или неразборчивая речь. Ребенок акцентирует на этом внимание, переживает, на этой почве возникает НЕВРОЗ.

Также врачами замечено, что к появлению заикания могут приводить:

повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга;
последствия острого и хронического стресса в детском возрасте;
генетическая предрасположенность (некоторые виды заикания передаются по наследству);
склонность к судорожному реагированию;
различные повреждения головного мозга;
поражение нервной системы после родовой травмы;
курение и употребление алкоголя матерью в период беременности;
заболевания органов речи (гортани, носа, глотки);
изменения в нервной системе вследствие перенесенного заболевания (рахита, инфекционных болезней);
нарушение нормального развития речи у детей (раннее речевое развитие и задержка психомоторного развития);
попытка переучить левшу в детском возрасте;
Психологические причины:
психоэмоциональные потрясения;
потеря близких;
невротические реакции: детские страхи (боязнь темноты, наказания и др.);
выраженное чувство обиды, ревности;
желание привлечь внимание родителей;
сильный испуг (грозы, собаки, сцены ужасов в фильме).
чрезмерная родительская строгость;
подражание заикающемуся члену семьи или другому ребенку — дети могут передразнивать заикающегося человека, но через некоторое время у них сформируется устойчивый дефект;
перегрузка малыша речевым материалом (раннее изучение иностранного языка или даже нескольких языков);
недостаточное родительское внимание при формировании речи, что приводит к быстрой, торопливой речи и пропуску слогов;
перевод малыша в другой детский сад или школу;
переезд на другое место жительства.

4. Лечение заикания: специалисты и методы лечения.
Вылечить заикание у детей надо еще до школы.

Лечение заикания у детей 2-5 лет проводится совместно психологом или психо-неврологом, логопедом и педиатром.
Задачей педиатра является лечение хронических заболеваний, укреплению организма, профилактики простудных заболеваний, особенно заболеваний уха и голосовых связок.
Психолог помогает ребенку справиться со стрессом. Занятия у психолога обязательно проводятся совместно с родителями, которые так же должны участвовать в терапии.
Занятия у логопеда помогают ребенку развивать речевой аппарат.

Существует достаточно много методов лечения заикания:

логопедические уроки;
дыхательные упражнения;
компьютерные программы;
точечный массаж;
лечение гипнозом;
медикаментозное лечение;
общеукрепляющее лечение.

На логопедических уроках подбираются упражнения, позволяющие снять напряжение и сделать речь плавной и ритмичной. Упражнения подбираются с учетом возраста пациента.

Дыхательные упражнения позволяют тренировать межреберные дыхательные мышцы, мышцы живота, мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат правильно дышать и осознанно управлять вдохами и выводами. Упражнения также являются дополнительным методом релаксации.

Для детей старше 11 лет можно применять лечение заикания методом гипноза. Врач снимает спазм речевой мускулатуры, чувство страха перед публичным выступлением. Речь после 3-4 сеансов становится плавной и уверенной.

Медикаментозное лечение – вспомогательный метод при лечении заикания по назначению невролога. Могут применяться противосудорожные препараты, успокаивающие средства. Лечение способствует нормализации функции нервных центров. Из успокоительных средств применяются отвары и настои трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Но вылечить заикание с помощью одних лекарств невозможно.

Прогулки на свежем воздухе должны быть ежедневными. ЛФК и соблюдение режима дня также важны.

5. Что делать родителям заикающегося ребенка.
Чтобы помочь ребенку справиться с заиканием, родители и другие члены семьи должны соблюдать простые правила: прежде всего — ИСКЛЮЧИТЬ СТРЕСС. Это самое важное что нужно сделать и важно сделать для ребенка.

А также:

следить за своей речью: говорить медленно и плавно, делать короткую паузу после каждой фразы, ребенок будет стараться подражать и говорить так же;
в разговоре с ребенком употреблять короткие фразы и предложения;
не перебивать малыша, всегда давать ему самому закончить речь, следует реже делать замечания и чаще хвалить ребенка;
разучивать с ребенком песни;
избегать суеты и хаоса в семейном образе жизни;
не допускать ссор и напряжения в семье, особенно при ребенке;
строго следить за соблюдением ребенком режима дня, исключить возможность переутомления и перевозбуждения малыша;
не допускать постоянной «фоновой» работы телевизора/радио в квартире;
исключить просмотр медиа (ТВ, радио, ютюб и т.д.) ребенком перед сном;
не создавать ребенку никаких привилегий в поведении и дисциплине в связи с его заиканием.

В некоторых случаях заикание проходит самостоятельно, без лечения. Заикание, которое может пройти самостоятельно, имеет такие признаки:
у ребенка не возникает никаких психологических трудностей во время общения, он не стесняется своего дефекта;
заикание периодически исчезает на длительный период времени;
ребенок не замыкается и не избегает разговорного общения;
короткие слова и фразы выговариваются легко.